ДВА КАНДИНСКИХ

А. Строганов

Этюд

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КАНДИНСКИЙ, художник

ВИКТОР ХРИСАНФОВИЧ КАНДИНСКИЙ, психиатр

ГАБИ –

Габриель Мюнтер, спутница Василия Кандинского,

Хана Левинсон, оперная певица,

Ольга Бессонова, медицинская сестра в клинике Виктора Кандинского,

Изабель Ури, художница

ГОСПОДИН С., композитор

Музыканты

Сцена – окно, два высоких легких кресла, шар, накрыт белым полотном.

1. ИНТРОДУКЦИЯ

Господин С. в профиль к зрителям – Лаокоон, стремящийся освободится от бесконечного шарфа, восседает на полу по–турецки, что очевидно обременительно для его ног. Пытается наслаждаться табаком, что не сочетается с его напряженностью. Сигареты, одна за другой, после единственной затяжки оказываются беспощадно раздавленными в пепельнице на полу.

Габи лицом к зрителям, статуэтка, царица, само изящество, прямая спина, восседает также по–турецки, с чашечкой кофе, крохотной чашечкой кофе на вытянутых руках.

ГОСПОДИН С. Кофе хорош?

ГАБИ Да, благодарю вас, очень хорош, Господин С.

Пауза.

ГОСПОДИН С. Я добавляю в кофе щепотку корицы и капельку лимонного сока.

ГАБИ Прекрасный кофе, господин С.

Пауза.

ГОСПОДИН С. Соль, сахар – это само собой.

ГАБИ Разумеется, Господин С.

Пауза.

ГОСПОДИН С. Господин П.К. научил меня этому рецепту.

ГАБИ О, этот загадочный Господин П.К.

Пауза.

ГОСПОДИН С. Я еще не предложил вам холодной воды. Такой кофе хорошо запивать холодной водой. Но холодная вода у меня на кухне, а я не захожу на кухню последнее время.

ГАБИ Вот как?

ГОСПОДИН С. Да, последнее время я отказался от кухни.

ГАБИ Почему? (Пауза. Не меняя позы) Почему, Господин С.? (Пауза. Не меняя позы) Почему Вы не заходите на кухню, Господин С.? (Пауза. Не меняя позы) Почему Вы молчите, Господин С.?

Господин С. поднимается с пола, совершает путешествие по сцене. Габи остается неподвижной.

ГОСПОДИН С. (Раздражение) Если вы собираетесь работать со мной, если вы внимательно, подчеркиваю, ВНИМАТЕЛЬНО изучили партитуру, вы не должны задавать этого и подобных этому вопросов!

ГАБИ (Не меня позы) Простите меня, Господин С.

ГОСПОДИН С. (Раздражение) И уж тем более, произносить фразы наподобие «О, этот загадочный Господин П.К.»!

ГАБИ Простите.

Пауза.

ГОСПОДИН С. (Раздражение) Вы понимаете, что такое моя музыка? (Пауза) Нет, вопрос должен звучать так, – вы чувствуете эту ткань?

ГАБИ Надеюсь, Господин С.

Пауза.

ГОСПОДИН С. (Раздражение) Надеюсь, вы не станете спрашивать моего настоящего имени?

ГАБИ Ни в коем случае, Господин С.

Пауза.

ГОСПОДИН С. А хочется вам?

ГАБИ Честно?

ГОСПОДИН С. Это зависит от того, как вы собираетесь ответить.

Пауза.

ГАБИ Нет.

Пауза.

ГОСПОДИН С. Нет?

ГАБИ Нет.

Долгая пауза.

Господина С. точно ветром обдувает страхом, меняется выражение его лица, даже фигура, кажется, принимает очертания вопросительного знака.

ГОСПОДИН С. (Громким шепотом) Там, на кухне, там – на кухне властвует другой мир. (Пауза.) Там совсем другие люди, сидят, разговаривают о тяжелом. (Пауза.) Вы понимаете меня?

ГАБИ Да.

Пауза.

ГОСПОДИН С. Тяжелые люди разговаривают о тяжелом. (Пауза.) Политика, деньги, власть, пища, инцест, феллацио, некрофагия, вы понимаете меня?

ГАБИ Да.

Пауза.

ГОСПОДИН С. Кухня – их дом. (Пауза.) Я не хочу к ним в гости. (Пауза.) Мне нельзя туда. (Пауза.) Если я увижу их, моя муза оставит меня. (Пауза.) Вот почему говорят о том, что художник должен быть голоден. Фраза «художник должен быть голоден» – это, как бы, как бы предупреждение. Понимаете?

ГАБИ Да.

Пауза.

ГОСПОДИН С. Вы бываете на кухне?

ГАБИ Да.

Пауза.

ГОСПОДИН С. Вам нельзя там бывать. (Пауза.) У вас талант. (Пауза.) Они выпьют ваш талант. (Пауза.) Тяжелые люди выпьют ваш талант. (Пауза.) Вы послушаетесь меня?

ГАБИ Как вам будет угодно, Господин С.

Пауза.

ГОСПОДИН С. Не ходи на кухни! Не ходи на кухни! Не ходи на кухни! (Пауза.) Один русский психиатр, Виктор Кандинский научил меня расшифровывать страх. (Пауза.) Он умел проникать в страх! (Прикладывает палец к губам) Только пусть то, что я вам теперь сказал, останется между нами. (Пауза.) Сам то он плохо кончил, этот Кандинский! (Пауза.) Так что это великая тайна! (Пауза.) Забудьте тотчас все, что я вам сказал! Тотчас забудьте! Забыли?

ГАБИ Забыла.

Пауза.

ГОСПОДИН С. Точно забыли?!

ГАБИ Забыла.

Долгая пауза.

Приступ страха миновал. Господин С. становится прежним Господином С. Облегчение.

ГОСПОДИН С. (Широко улыбается, демонстрируя превосходные зубы) Излечил сам себя.

ГАБИ Слава Богу!

Пауза.

ГОСПОДИН С. Сам себя, заметьте!

ГАБИ Я очень рада.

Пауза.

ГОСПОДИН С. Безо всяких докторов.

ГАБИ Прекрасно!

Пауза.

ГОСПОДИН С. Допускаю, что Господин П.К. в данном случае оказался бессилен что – либо предпринять. Стопроцентное излечение!

ГАБИ Прекрасно!

Пауза.

ГОСПОДИН С. (Серьезнеет) Надеюсь, вы теперь не станете делать заявлений о том, что вам хотелось бы узнать меня больше?.. Сойтись со мной поближе?.. Провести со мной несколько вечеров в непринужденной обстановке?.. Может быть, поужинать вместе?.. Потолковать за бокалом хорошего вина… с тем, чтобы лучше почувствовать эту ткань… чтобы срастись с нею… чтобы проникнуть в самую суть моей музыки… хотя бы ненадолго… хотя бы на время постановки… хотя бы до премьеры?…

ГАБИ Ни в коем случае, Господин С.

Пауза.

Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Если понравилось - почитайте Обратная связь или Песня конвойного пса или