ПОДРОСТКИ

ПОДРОСТКИ
Антон Валов
Пес гуляет сам по себе
Посвящается Карине…
Просто так, за красивые глаза… Ну и всякие там радости ей
А первая пуля, а первая пуля,
А первая пуля ранила коня.
А вторая пуля, а вторая пуля,
А вторая пуля —
В сердце ранила меня…
Из песни «Любо, братцы, любо»
Действующие лица
Пес
Мишка
Тихий
Анютка
1.
Большой супермаркет. Красивый, стеклянный. С улицы слышна музыка, завлекающая посетителей: «Старый клен, старый клен, старый клен стучит в окно, зазывая нас с тобою в «Колоннаду». Отчего, отчего, отчего мне так светло-о-о?! Оттого что супермаркет то, что надо!.. Супермаркет «Колоннада» приглашает к себе в гости. Самый большой ассортимент товаров только у нас. По вопросам оптовых заказов обращайтесь по телефону 64-31-23 и т.д.».
Песня звучит на новый лад, с современными примочками, в ускоренном танцевальном темпе. Песню поют три молоденьких девушки, а текст читает мужчина с приятным голосом.
Внутри супермаркета все как полагается, по европейским стандартам. Прохаживаются люди: зажиточные — с тележками, простые — с корзиночками, пакетиками и без всего. Здесь же продают глаза местные интеллигенты; пожирают глазами мужчин и сельдь в масле красивые дамы и некрасивые женщины с детьми и без. Мужчины с животами рассматривают коньяк; рабочие считают червонцы на водку. Все ходят, выбирают. Колбасы, соки, кефир, коньяк, рыба, креветки, макароны… На экране больших мониторов реклама: симпатичный ребенок с мамой-папой говорят, что в супермаркете настроение у них значительно повышается.
Кассиры отбивают чеки, вместо сдачи выдают жевательную резинку.. охрана с каменными лицами похмельных монстров следит за порядком. Камеры наблюдения тоже. Улыбчивый мальчик в оранжевой футболке и такой же бейсболке заворачивает продукты в пакет. Отдает покупателям. Он работает с 8.00 до 24.00. сутки через двое. Он приятный на вид. Все женщины, пока он заворачивает, любуются им.
Супермаркет работает круглосуточно. Все крутится здесь, как сама жизнь. Посетители, тележки, охранники, камеры, кассиры, продукты — все составляет большую мозаику одного огромного механизма.
Мальчики меняются. Одного, белокурого, синеглазого, сменяет чернявый, милый, обаятельный, готовый всегда обогреть теплом своей улыбки.
Старая бабушка озирается по сторонам. Она здесь впервые. Ее здесь все пугает. Она боится, как бы ее не заподозрили в краже. Она берет пачку пельменей и вертит ее перед камерой. Девчонка пытается дотянуться до газировки. Не получается. Мама берет ее на руки — помогает ей. Мужчина в очках бежит с корзинкой, толкается, хватает все подряд — бежит к кассе. Толстая женщина навалила еды в две тележки, тянется за третьей.
Все продолжает приятно шуметь, бегать, покупаться. Шум толпы незаметно нарастает. Рекламная песня «Старый клен…», которая звучит бесконечно, начинает звучать все громче и быстрее, быстрее, как будто диджей начинает крутить пластинку быстрей и быстрее… Как и пластинка, люди начинают двигаться в ускоренном режиме. Но вот диджей резко останавливает пластинку. Все неожиданно обрывается. Тишина. Темнота.
2.
Училище. Училище представляет собой одну большую комнату, разбитую тонкими картонными стенами. На двери каждой комнаты висят таблички, типа «Учительская», «Столовая», «Коридор», «Класс». Над всей этой комнатой висит одна слабая лампочка, покрытая наполовину металлическим каркасом. Лампочка придает всей «комнате» желтый приглушенный свет. Такой свет заставляет напрягать глаза.
Сосредоточим внимание на комнате с табличкой «Коридор». В этой комнате два маленьких окошечка, из которых пробивается солнечный свет. Еще в этой комнате лежит несколько свежевыструганных досок, видимо, для скамейки. Одна скамейка-полуфабрикат уже стоит. На ней сидит парень. Что за парень, не разглядишь. Он смотрит в пол. Видна только его неровно постриженная голова. Кое-где виднеется лысина, будто плешь проело. Он закутался в пальто, явно больше его по размеру. Воротник приподнят; он пытается спрятать туда голову. Еще одна маленькая деталь: в остальных комнатах тоже есть люди, но они ушами прилипли к картонным стенам и с ледяным любопытством слушают, что же происходит в «Коридоре». В «Столовой» прильнул к стене мужчина в грязно-белом фартуке, в «Учительской» две женщины, в классе — трое парней. Все они слушают. В «Коридор» заходит здоровый парень. Его зовут «Дамба».
Дамба. (обращаясь к парню, сидящему на скамейке). Эй ты, иди сюда. Как тебя там?!
Парень (не поднимая головы). Пес…
Дамба. Че-е?!
Парень. Пес.
Дамба. Ты мне в глаза смотри, даун!
Парень поднимает глаза. Он смотрит на Дамбу. Глаза он немного прищурил либо от напряжения, либо от плохого освещения.
Дамба. Ты не пес, ты — чмо. С этого момента ты — чмо. Понял?!
Пес. Да.
Дамба. Понятливый, молодец! Порадовал. Иди юда. Шагай!.
Пес. Чего?
Дамба. Че-че! Че сразу чекаешь?
Пес. Просто.
Дамба. Просто — маленького роста.
Пес. Хм.
Дамба. Смешливый, что ли?
Пес. Не очень.
Дамба. Че не стрижешься, как обезьяна ходишь? Ты древний пидор, что ли?
Пес. Нравится.
Дамба. Чучело.
Пес. Нормально.
Дамба. Нормально?! Нормально?!
Пес. Нормально.
Дамба. Даун, что ли?!! Ганс?!!
Пес. Не знаю.
Дамба. Все гансы так ходят.
Пес. Не знаю таких.
Дамба. Че ты себе под нос шепчешь?
Пес. Не знаю.
Дамба. Ты тупой, че ли?
Пес. Не знаю.
Дамба. Олень, че ль? Не наешь! Ты давай уже мне в глаза смотри, ботан. Ты понимай, что ты встрял. Что ты на ботву попал. Мы тебя тут мочить будем. (Подходит к Псу, бьет его по щекам ладонью.) Ты понял, да! О! У тебя и часики… новые! Ну-ка, дай посмотрю… дай тебе говорю! Да я не буду брать. Хорошие, капитанские… с самозаводом… водонепроницаемые. Подари, а?! Да ладно ты… Подари, а? Че, жалко, что ль?! Ты ревешь, что ль?! Ты че расплакался? Да не реви ты, пац! Ты че? Поношу и отдам.
Пес нащупывает ножку недоделанной табуретки. Пес бьет ею Дамбу изо всей силы. Дамба от неожиданности падает.. пес бьет его еще и еще.
Дамба. Ты че?! Я здесь закон. Я крутой здесь!
Пес. Я понял. Ты здесь закон. Ты самый крутой.
Дамба. Ты ситуацию осознаешь, чел?!
Пес. Я осознаю ситуацию.
Дамба. Ты попал. Ты попал.
Пес. Я попал. Я попал.
В это время люди во всех остальных комнатах начинают шептаться.
Пес замахивается на Дамбу.
Дамба. Хватит! Не надо!
В этот момент раздается зычный мужской голос. Видимо, мужчина говорит в микрофон. Его голос слышен везде. Он как гром среди ясного неба.
Голос. Николай Федин, пройдите в учительскую! Николай Федин, пройдите в учительскую!
Пес бросает табуретку и идет в «Учительскую» николай Федин — это он.
Пес. (стучится). Можно?
Из «Учительской» выбегает молодая кареглазая учительница с журналом в руках. Проскальзывает мимо Пса, кинув на него любопытствующий взгляд.
В «Учительской» сидит женщина лет сорока. Они не смотрит на Пса, а перебирает какие-то бумаги. Чиркает в них. Так продолжается несколько минут. Все это время Пес пристально смотрит на женщину.
Учитель (подняв глаза). Садитесь. Садитель, Николай.
Пес. Спасибо, я постою.
Учитель (приказным тоном). Садитель, молодой человек, садитель.
Пес. Я постою, я же сказал.
Учитель. Немедленно сядьте! Федин! Сядьте немедленно! (Бьет ладонью по столу.) Я вам приказываю!!!
Пес еще больше кутается в пальто. Продолжает стоять. Пес невысокого роста, худой. Пальто старое, видимо, дедовское, сидит на нем, мягко говоря, мешковато. Пес продолжает сверлить училку глазами.
Учитель (не выдержав). Значит, ты живешь один?
Пес. Да.
Учитель (не смотрит на него). Не рановато ли?
Пес. Я ни при чем. Это бог.
Учитель. Что за Бог?
Пес. Забрал их.
Учитель. Ты сирота?!! Бедный ма-альчик…
Пес. Успокойтесь. Делайте свое дело. (Садится).
Учитель (вспыхнув). Где проживаешь? В интернате, я так понимаю, тебе уже поздно?
Пес. На улице.
Учитель. Так нельзя. Документы ваши.
Пес. Вам нельзя, мне можно.
Учитель. Ваши документы, молодой человек!
Пес. Нету.
Учитель. Где же они?
Пес. Никто не знает, что я есть. Я нигде не отмечен.
Учитель. В таком случае вам нужно оформляться. Это долгая процедура. Но я не думаю, что в таком положении кто-то захочет с вами возиться.
Пес. Я хочу учиться. Просто… Без документов… Художником…
Учитель. Молодой человек, вам прямая дорога в слесаря низшего разряда, а вы — художником… Глупости не говорите…
В «Учительскую» заходит женщина преклонных лет и мужчина, очень полный, в очках. Эта бабушка преподаватель, мужчина — депутат городского собрания.
Преподаватель. Проходите, проходите, Виктор Николаевич… (Окидывает презрительным взглядом училку и Пса.) Вот так мы и работаем… Посмотрите. Вот здесь у нас учительская. Трудно приходится… Но мы стараемся… (Чихает.)
Училка. Будьте здоровы, Лариса Петровна… Будьте здоровы.
Преподаватель. Вы, Раиса, Владимировна, что здесь делаете?
Раиса. Я?! Я… Я, вы извините… Мне очень хочется вашу методику… Узнать вашу… Эту, вы знаете…
Преподаватель. Еще брата с собой привели. (Морщится.)
Раиса. Это… это… извините… Он мне не…
Преподаватель (прикрывает нос). Что здесь ваш брат делает? Нехорошо. Такого грязного привели. Нехорошо. (Чихает.)
Раиса. Будьте здоровы, Лариса Пе…
Преподаватель. Я вам кажется задала вопрос. Что он хочет?
Раиса. Он… Он… Он это самое… Он художником хочет быть.
Преподаватель. Ха. Смех.
Раиса. И я говорю, Лариса Пе… хи-хи-хи-хи И я говорю… Вы знаете, Лариса Петровна… Я это и говорю. Знаете…
Преподаватель. Вот в таких условиях приходится работать, Виктор Николаевич… А вы говорите, отдых… Какой же…
Раиса. Вы простите меня. Я сейчас чаю…
Преподаватель. Вы бы лучше встали и уступили место Виктору Николаевичу. А вы даже не думаете…
Раиса (соскакивает). Виктор Николаевич, садитесь, прошу вас… Садитесь, миленький.
Виктор Николаевич садится.
Преподаватель (стоит). Я что, так и буду стоять, Раиса?
Раиса. Федин, встань немедленно!
Пес сидит. Достал сигарету, закуривает. Преподаватель вся покраснела, как помидор.
Преподаватель. А ты знаешь, зачем к нам пришел Виктор Николаевич. Узнать, как у нас дела обстоят… Человек интересуется, хочет помочь. А вы, видимо, не хотите у нас работать…

Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Если понравилось - почитайте Качели за окном или Последний папа или