ЭРОС

ПИРОГОВА А если кончик смычка заточить? Проткнуть себя прямо в сердце. Стоя на балконе. Да, именно, предупредить самых преданных почитателей, выйти на балкон. Сначала сыграть что-нибудь такое… Вот, Вивальди, к примеру, то, что я люблю… Времена года… или другое. Что – нибудь популярное, но пронзительное… но популярное… чтобы народ начал собираться, а затем взять… затем взять ломтик лимона, непременно взять ломтик лимона, провести им по смычку, как канифолем… и… Ах!.. В самое сердце! Хорошо бы сказать еще что-нибудь… успеть что – нибудь сказать, когда смычок уже на месте, то есть в сердце… сказать что – нибудь такое… что – нибудь не банальное… например… я презирал вас всегда, вальдшнепы!..

ВЕРХОНСКИЙ Почему вальдшнепы?

ПИРОГОВА Не перебивайте, так нужно! Давайте репетировать.

ВЕРХОНСКИЙ Что?

ПИРОГОВА Теперь же давайте репетировать.

ВЕРХОНСКИЙ Лизонька, пойдем домой.

ПИРОГОВА Генеральная репетиция. Вставайте! Поднимайтесь!

Верхонский, озираясь, нехотя поднимается со своего стула.

ПИРОГОВА Раздевайтесь!

ВЕРХОНСКИЙ Что?

ПИРОГОВА Немедленно раздевайтесь!

ВЕРХОНСКИЙ Но зачем это?

ПИРОГОВА А как вы собираетесь выходить на балкон? В одежде?!

ВЕРХОНСКИЙ Прошу тебя, пойдем домой. Ты выспишься, и все пройдет…

ПИРОГОВА Снимайте немедленно штаны, Глеб Аркадьевич!

ВЕРХОНСКИЙ Довольно, Хватит!

Пауза.

ПИРОГОВА (Поднимается со своего места) Прощай навсегда! Официант!

ВЕРХОНСКИЙ (На глазах слезы) Прошу тебя, Лиза!

ПИРОГОВА И больше ты меня никогда не увидишь. Мне нужен кто-нибудь поживиальнее!

ВЕРХОНСКИЙ Но ты же никогда не упрекала меня за мои годы, ты, ты же сам…

ПИРОГОВА Официант!

Подходит официант.

ПИРОГОВА Я влюблена. И влюблена в вас.

ОФИЦИАНТ Что вы делаете?!

ПИРОГОВА Степень моей влюбленности вы можете оценить хотя бы по тому, что говорю я вам это в присутствие моего супруга моего, Глеба Аркадьевича Верхонского…

Верхонский расстегивает брюки, брюки падают на пол.

КАРТИНА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ

Свет гаснет.

Гул прерывается. Некоторое время – тишина.

Затем раздается свист, крики, возгласы неудовольствия.

Свет появляется вновь.

Радость, смех, отдельные аплодисменты.

На несколько секунд перед нами открывается та же картина.

Официант уходит.

Свет гаснет.

Свист, крики, возгласы неудовольствия.

Звуки хаоса неожиданно прерываются скрипичной мелодией.

Свет появляется вновь.

Играет Верхонский.

Свет гаснет.

Мелодия обрывается.

Свет появляется вновь.

Пирогова и Верхонский на своих местах.

ПИРОГОВА (Верхонскому) Я влюблена. И влюблена в вас, Глеб Аркадьевич!

ВЕРХОНСКИЙ Что ты делаешь со мной, Лизонька?!

ПИРОГОВА Степень моей влюбленности вы можете оценить хотя бы по тому, что говорю я вам это впервые…

Гул.

КАРТИНА ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Официант возле столика Ловцова.

ЛОВЦОВ Выходит… получается… Таким образом, вы думаете, что… не смотря ни на что… мне все равно непременно нужна женщина?

ОФИЦИАНТ Разве я говорил вам об этом?

ЛОВЦОВ Нет. (Пауза.) Но все же мне хотелось бы знать. (Пауза.) Согласитесь, каждый человек, даже такой нескладный и больной человек как я имеет право на счастье?

ОФИЦИАНТ Разумеется.

Пауза.

ЛОВЦОВ Простите меня.

ОФИЦИАНТ За что?

ЛОВЦОВ За мою докучливость, брюзжание, старость, за все.

ОФИЦИАНТ Вы что же, расстроились?

ЛОВЦОВ Немного.

ОФИЦИАНТ От чего?

Пауза.

ЛОВЦОВ Вы сказали это «разумеется» так… так обреченно.

ОФИЦИАНТ Вам показалось.

Пауза.

ЛОВЦОВ Правда?

ОФИЦИАНТ Правда.

Пауза.

ЛОВЦОВ Выходит, не все потеряно?

ОФИЦИАНТ Разумеется.

ЛОВЦОВ Вот. Теперь уже совсем другая интонация. (Улыбается официанту.)

Официант намеревается уйти.

ЛОВЦОВ Куда же вы? Я нуждаюсь в совете.

ОФИЦИАНТ Я еще вернусь.

Официант уходит.

ЛОВЦОВ Ну, что ты будешь делать?

КАРТИНА ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ

Официант возле столика Свороговой.

ОФИЦИАНТ Кофе.

Пауза.

СВОРОГОВА Кофе?

ОФИЦИАНТ Кофе.

Пауза.

СВОРОГОВА Кофе?

ОФИЦИАНТ Кофе.

Пауза.

СВОРОГОВА Какой кофе?

ОФИЦИАНТ Ваш кофе.

Пауза.

СВОРОГОВА Надеюсь, вы не подумали, что все рассказанное мною вам есть правда? (Пауза.) Надеюсь, вы знаете что такое женщина, лишенная радости?

ОФИЦИАНТ Да.

Пауза.

СВОРОГОВА Откуда?

ОФИЦИАНТ Я работал мойщиком стекол.

Пауза.

СВОРОГОВА Это страшно?

Пауза.

ОФИЦИАНТ Что?

СВОРОГОВА Женщина, лишенная радости.

ОФИЦИАНТ Нет.

Пауза.

СВОРОГОВА Вот я весь вечер наблюдаю за вами и никак не могу понять, искренни вы или ловко представляетесь?

ОФИЦИАНТ Да, сегодня я под подозрением.

СВОРОГОВА Что?

ОФИЦИАНТ Нет, ничего, простите.

СВОРОГОВА Надеюсь, вы не подумали, что все рассказанное мною вам есть правда? Каждый развлекается по – своему. (Пауза.) Я, например, выдумываю разные истории. (Пауза.) Между прочим, у меня хороший слог. (Пауза.) Я могла бы писать криминальные романы. Мне об этом говорили многократно. (Пауза.) Отмечали слог и говорили, почему бы вам, то есть мне, не писать криминальные истории. (Пауза.) Денег у меня много, хватит надолго, на всю жизнь, времени много, почему бы и не заняться криминальными историями?! (Пауза.) Как Агате Кристи, например?! (Пауза.) Я тоже очень люблю находиться в ванне. (Пауза.) Часами нахожусь в ванне. (Пауза.) Вы любите принимать ванну?

ОФИЦИАНТ Не знаю.

СВОРОГОВА Или любовными историями. Вы любите любовные истории?

ОФИЦИАНТ Не знаю.

СВОРОГОВА Снова играете в официанта?

ОФИЦИАНТ Нет…

СВОРОГОВА Да как же нет, когда играете?

ОФИЦИАНТ Простите.

СВОРОГОВА Теперь то я знаю твое имя. (Пауза.) Теперь ты для меня не официант. (Пауза.) Теперь ты много больше, чем официант. (Пауза.) А захочу, будешь официантом. (Пауза.) Но, вряд ли, после того, как я узнала, кто ты, я захочу, чтобы ты снова стал официантом. (Пауза.) А хочешь, я насмешу тебя? Знаешь, как меня звать? Ариадна. (Смеется) Так что мы с тобой одной ниточкой связаны.

Официант уходит.

СВОРОГОВА (Вслед официанту.) Играй, наигрывай! Сколько угодно играй! Теперь это уже не имеет никакого значения, Эрос!

КАРТИНА ТРИДЦАТЬ ШЕСТАЯ

Столик Капринина и Молохова. Подходит официант.

КАПРИНИН Как она назвала его?

МОЛОХОВ Кого?

КАПРИНИН Официанта?

МОЛОХОВ Эрос, кажется.

КАПРИНИН Вот как?

МОЛОХОВ А это имеет значение?

КАПРИНИН Конечно.

МОЛОХОВ И какое же это имеет значение?

КАПРИНИН О-о, брат, колоссальное.

МОЛОХОВ Ты дурачишься?

Пауза.

КАПРИНИН Не хотел говорить, но когда – то это нужно сделать.

МОЛОХОВ Что?

Пауза.

КАПРИНИН Я люблю тебя, Молохов.

МОЛОХОВ Что?

Пауза.

КАПРИНИН Я люблю тебя.

Официант уходит.

КАРТИНА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ

Официант возле столика Ловцова.

ЛОВЦОВ Почему вы бегаете от меня?

ОФИЦИАНТ Напротив, я…

ЛОВЦОВ Вы растревожили меня, вывели меня из состояния равновесия, а теперь изволите бегать?! (Пауза.) Вам поручена эта миссия?! (Пауза.) Вашим хозяином?! (Пауза.) Таким образом вы привязываете к себе?

ОФИЦИАНТ Да что вы, и в мыслях?..

ЛОВЦОВ Нет уж, извольте отвечать за свои поступки! (Пауза.) Что же вы думаете, после того как я открыл вам свою душу, вы так просто, как это у вас принято, ускользнете? (Пауза.) Извольте отвечать за свои поступки, а теперь еще и за меня.

ОФИЦИАНТ Да что вы такое говорите?

ЛОВЦОВ А то и говорю!

Пауза.

ОФИЦИАНТ Что же мне делать с вами?

Долгая пауза.

ЛОВЦОВ Не обращайте на меня внимания. Это старость. Я сам себе противен.

Пауза.

ОФИЦИАНТ Принести вам что-нибудь?

Пауза.

ЛОВЦОВ Вот скажите, стоит ли человеку проживать шестьдесят лет, дабы поймать себя на мысли, что ничего не изменилось?

ОФИЦИАНТ В каком смысле?

ЛОВЦОВ В самом, что ни на есть, прямом! (Пауза.) Когда один на один с собой и не увернуться?! (Пауза.) Ничего! Ничегошеньки! (Пауза.) Никакого понимания не произошло! Никакой солидности! (Пауза.) Там, в уборной, в туалете, простите за натурализм! (Пауза.) Или в беседе с малознакомой женщиной, когда уверен, что мысли твои останутся непрочитанными?! Весьма представительной и уважаемой женщиной! Которая могла бы быть, предположим, другом… собеседником… черт знает кем еще! (Пауза.) Или она больна, и ты знаешь об этом! (Пауза.) Или просто малознакомая женщина, жена друга, например?… Мыслишки, знаете, каковы?! (Пауза.) Или те страшные вещи, о которых рассказывают криминалисты? Вызывают ужас? Нет. (Пауза.) Жгучее… нет, это не то слово… липкое любопытство! (Пауза.) Эти сцены. Их смакование без свидетелей. (Пауза.) И полная уверенность, что это не с тобой. И внутреннее желание совершить грех. И страх совершить его. Подростковый страх! (Пауза.) И стыд, стыд, стыд, оборачивающийся сладостью. (Пауза.) И детский страх, что кто-нибудь войдет, когда ты наедине с собой. (Пауза.) В девять лет и в шестьдесят – никакой разницы! Представьте себе! Никакой! (Пауза.) Что скажете?!

Пауза.

ОФИЦИАНТ Не стоит говорить об этом, наверное. Это все испытывают, только не говорят…

ЛОВЦОВ Все? Да о чем вы говорите?! Разве я не знаю цельных людей?! Людей, жизнь которых разворачивается в нормальной плоскости? (Пауза.) И, потом, есть верующие люди… Вот кого мы еще забыли? Искренне, по – настоящему верующие люди!

Пауза.

ОФИЦИАНТ А вы?

Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Если понравилось - почитайте РОЯЛЬ НА ПИСТОЛЕТЕ или Письмо или