ЭРОС

Верхонский запускает руку под стол. Пирогова тянет ее на себя. Верхонский и Пирогова съезжают на своих стульях таким образом, что через некоторое время их раскрасневшиеся лица оказываются на столе, среди бокалов и блюд.

ПИРОГОВА Что же вы такой неловкий? (Пауза. Громко.) Не отнимайте руку! Не смейте отнимать руку, Глеб Аркадьевич! Не смейте, иначе я закричу!

ВЕРХОНСКИЙ Да что же это?!

ПИРОГОВА Ну что?

ВЕРХОНСКИЙ (Выпрямляется. Поправляет волосы, нелепо улыбается) Ты обманула меня.

ПИРОГОВА (Хлопает в ладоши) Конечно, конечно, я всегда обманываю вас.

Подходит официант.

ОФИЦИАНТ Вы звали меня?

ВЕРХОНСКИЙ ?

ОФИЦИАНТ Вы хлопнули в ладоши несколько раз.

ПИРОГОВА Какая прелесть! Выходит, стоит мне хлопнуть в ладоши, и вы тотчас явитесь?

ОФИЦИАНТ Да, это один из способов пригласить официанта.

ПИРОГОВА Какая прелесть!

Официант удаляется.

Пирогова хлопает в ладоши.

Официант возвращается.

Официант удаляется.

Пирогова хлопает в ладоши.

Официант возвращается.

Официант удаляется.

Посетители кафе, отвлекшись от разговоров, внимательно наблюдают

за необычной игрой.

Пирогова хлопает в ладоши.

Официант возвращается.

Официант удаляется.

Всеобщие аплодисменты.

Ослепительно яркий свет.

Громкий хлопок лопнувшей лампочки.

Оглушительная темнота.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

То же кафе, те же персонажи.

Освещение заметно ярче.

К уже знакомым звукам прибавляется тяжелый гул.

По мере развития действия гул усиливается.

В финале спектакля диалоги, на его фоне кажутся ватными.

КАРТИНА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ

Официант с графином водки возле столика Свороговой. Пребывает в задумчивости.

СВОРОГОВА (В слезах, слегка пьяна) Ты прости меня, мальчик. Я тут глупостей наговорила. (Пауза.) Слышишь меня? (Пауза.) Ты уж отвлекись от своих мыслей, выслушай меня. (Пауза.) Забудь все, о чем я говорила тебе. (Пауза.) Слышишь меня? (Пауза.) Задумался? (Пауза.) О чем ты думаешь?

Пауза.

ОФИЦИАНТ А? Да, задумался.

СВОРОГОВА И о чем же ты думаешь?

ОФИЦИАНТ Думаю, что мог бы для вас сделать.

СВОРОГОВА (Смеется) Ты для меня?!

ОФИЦИАНТ Да, да.

Сворогова наливает себе водки, выпивает залпом.

СВОРОГОВА Милый мальчик. Хотя и глуповат. Не думай не о чем. Это вредно думать много, захворать можно.

ОФИЦИАНТ Нет, нет, не то, все не то.

СВОРОГОВА Что же то?

ОФИЦИАНТ Нужно что – то переменить. И переменить в вас. Вы давно не испытывали чувство… чувство… хотел сказать «достаточности», нет, не достаточности, успеха. Да, успеха, именно успеха. Это – правильно. Успеха.

СВОРОГОВА (Смеется) Ты очень наивен.

ОФИЦИАНТ Нет, нет, я вовсе не наивен. Вот в этом я прав, послушайте меня.

СВОРОГОВА Нечего тут слушать.

ОФИЦИАНТ Зря вы так.

Пауза.

СВОРОГОВА А знаешь ты, мальчик, что за все нужно платить? (Пауза.) Молчишь? (Пауза.) Выходит, слышал. Да, дружок, за все нужно платить. То – то и оно (Выпивает).

Официант уходит.

КАРТИНА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ

Официант подходит к столику Зарезовой.

ОФИЦИАНТ Что – нибудь еще?

ЗАРЕЗОВА А знаете, почему вы интересны мне?

ОФИЦИАНТ Не могу знать.

ЗАРЕЗОВА У вас военная выправка. Очки немного перебивают. А так – военная выправка. (Пауза.) Вы служили в армии?

ОФИЦИАНТ Никак нет.

Пауза.

ЗАРЕЗОВА Держите дистанцию?

ОФИЦИАНТ Никак нет.

Пауза.

ЗАРЕЗОВА Боитесь меня?

ОФИЦИАНТ Немного.

ЗАРЕЗОВА Верно. (Пауза.) А вы послушный. (Пауза.) Послушный? Послушный.

Пауза.

ОФИЦИАНТ Что – нибудь еще?

ЗАРЕЗОВА Знаете почему вы интересны мне?

ОФИЦИАНТ Нет.

ЗАРЕЗОВА Вы так же бесчувственны, как и я.

ОФИЦИАНТ Вам так показалось?

ЗАРЕЗОВА Почему?

ОФИЦИАНТ Но я не…

ЗАРЕЗОВА В точности такой же. Что – нибудь случилось? Вас бросила жена?

ОФИЦИАНТ Я не женат.

ЗАРЕЗОВА Правда?

ОФИЦИАНТ Это так.

ЗАРЕЗОВА Вы совершили большую оплошность.

ОФИЦИАНТ Не думаю.

Пауза.

ЗАРЕЗОВА А что, та дама в кроваво красных тонах еще не знает о том, что вы не женаты?

ОФИЦИАНТ Думаю, что нет.

ЗАРЕЗОВА Что же? Вы доверились только мне?

ОФИЦИАНТ Не могу знать.

Пауза.

ЗАРЕЗОВА Вы что, дурак?

ОФИЦИАНТ Официант.

ЗАРЕЗОВА Одно другому не мешает. (Пауза.) Не обращайте на меня внимания, просто с некоторых пор у меня окончательно испортился характер. (Пауза.) Ступайте. Мне теперь нужно подумать о своем.

Официант уходит.

КАРТИНА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Столик Верхонского и Пироговой.

ПИРОГОВА Скажите, Глеб Аркадьевич, а вы то сами способны к насилию?

ВЕРХОНСКИЙ Категорически нет.

ПИРОГОВА Почему?

ВЕРХОНСКИЙ Еще один чудовищный вопрос.

ПИРОГОВА Ничего чудовищного в моем вопросе не содержится.

ВЕРХОНСКИЙ Зачем мне это?

ПИРОГОВА Чтобы освежить генетическую память.

ВЕРХОНСКИЙ При чем здесь генетическая память?

ПИРОГОВА Ну как же, ваши предки промышляли насилием.

ВЕРХОНСКИЙ Что за глупости, Лизонька, мои предки были достойнейшими людьми. Мой дед, к примеру сказать, был знаменитым трубачом. В оркестре Мариинского театра. Люди специально приходили, чтобы слушать его. Правда, после революции ему приходилось играть на улице, зарабатывая себе на жизнь. Под окнами.

ПИРОГОВА Под окнами?

ВЕРХОНСКИЙ Да, так говорится. Ему бросали деньги, он играл.

ПИРОГОВА А в дом не приглашали?

ВЕРХОНСКИЙ Он ни за что не пошел бы.

ПИРОГОВА Боялся сцен?

ВЕРХОНСКИЙ Каких сцен? При чем здесь сцены?

ПИРОГОВ При том. За окнами такое творится, доложу я вам.

ВЕРХОНСКИЙ Откуда знать тебе, Лизонька?

Пауза.

ПИРОГОВА В детстве, когда мне было девять или десять лет, я страсть как любила заглядывать в окна… Как мальчишка забиралась на дерево и подсматривала… За окнами, Глеб Аркадьевич, доложу я вам, такая интересная жизнь! (Пауза.) Правда, однажды мне не повезло. Меня заметили, а спускаться было довольно сложно. Они опередили меня. (Пауза.) Поймали.

ВЕРХОНСКИЙ И что?

ПИРОГОВА Ага, интересно вам? А я не скажу больше ничего. Добавлю только одну деталь. Это были двое взрослых мужчин и одна не менее взрослая женщина. (Пауза.) Низкого, Глеб Аркадьевич, очень низкого положения.

ВЕРХОНСКИЙ И что же?

ПИРОГОВА Моя память стерла события того вечера.

Пауза.

ВЕРХОНСКИЙ Они причинили тебе боль?

ПИРОГОВА Не помню.

ВЕРХОНСКИЙ Расскажи мне. (Пауза.) Что было дальше? (Пауза.) Это важно. (Пауза.) Быть может, если ты расскажешь, я стану больше понимать тебя?

ПИРОГОВА Ах, какой бесенок в глазах! Прелестно, прелестно, Глеб Аркадьевич! Вот таким вы мне нравитесь!

ВЕРХОНСКИЙ Лизонька, расскажи!

Пирогова хлопает в ладоши.

Подходит официант.

Некоторое время официант смотрит на Пирогову, Пирогова смотрит на официанта.

Официант уходит.

КАРТИНА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ

Официант возле столика Свороговой.

ОФИЦИАНТ Что – нибудь еще?

СВОРОГОВА Посиди со мной друг, Эрос. Однако странное имя. Ты не обиделся за клоуна? Нет? Ну и хорошо.

Официант присаживается за столик.

Пауза.

СВОРОГОВА Я красивая?

ОФИЦИАНТ Да.

Пауза.

СВОРОГОВА Ты так легко сказал это.

ОФИЦИАНТ Когда говоришь правду, напряжение не возникает.

СВОРОГОВА Слишком легко.

ОФИЦИАНТ Вы действительно привлекательная женщина.

СВОРОГОВА Шутишь?

ОФИЦИАНТ Ничуть.

Пауза.

СВОРОГОВА Выпьешь со мной?

ОФИЦИАНТ Не могу.

СВОРОГОВА Не хочешь?

ОФИЦИАНТ Не могу.

Пауза.

СВОРОГОВА Мой муж тоже никогда не пил. (Пауза.) Ты знаешь, кем был мой муж?

ОФИЦИАНТ Нет.

СВОРОГОВА Боксером. (Пауза.) Вагиф. (Пауза.) Его звали Вагиф. Он тоже не пил. Никогда. (Пауза.) Можешь себе представить, ушел из спорта и не запил. Представляешь себе, чем это обернулось? (Пауза.) Ты любишь слушать трубу? В хорошем исполнении? (Пауза.) Я раньше любила слушать трубу. У меня под окном часто играл один музыкант. Из оркестра. Деньги зарабатывал по вечерам. (Пауза.)

Но, видишь ли, Вагиф бил меня. Ревновал. И бил. (Пауза.) Повода я ему не давала. Никогда. (Пауза.) Наверное, ему было выгодно ревновать, потому что ему нравилось меня бить. Пороть. (Пауза.) Он, приходил, принюхивался, как собака, у него был отменный нюх… «С кем была»?.. «Я слышу запах чужого мужчины»… «Стерва» и все такое прочее… «Стерва» это было самое страшное ругательство для него… Много страшнее мата… Изысканнее и страшнее…Заглядывал в чулан… (Смеется) А я с детства боюсь чуланов… Я уже знала, чем кончится все это… А перед тем как пороть, он выглядывал в окно, и если мой трубач был на месте, бросал ему деньги, тот принимался играть. (Пауза.)

Ему нравилось, что я кричу. (Пауза.)

Но знаешь что во всей этой истории ужаснее всего?.. После Вагифа ни с одним мужчиной я не получила удовольствия. (Пауза.)

Слушай, а ты умеешь играть на трубе? (Пауза.)

Слушай, а может быть, мне полюбить женщину? Это теперь модно. (Пауза.) От них не пахнет одеколоном. (Пауза. Смотрит в сторону Ловцова.)

Слушай, а этого твоего любителя газет не Алешей зовут? (Пауза.) Странно, я в детстве, когда болела… мне было лет девять, наверное… девять или десять… так вот… когда я болела и у меня была высокая, очень высокая температура… мне в бреду являлись слоны… Смешно, правда?.. Почему смешно? Да потому что слоны трубят. Ты не знал? О – о, еще как трубят! Слоны – лучшие трубачи в мире! Не Армстронг, нет – слоны.

ОФИЦИАНТ (Поднимается) Я вернусь.

Официант уходит.

Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Если понравилось - почитайте РОЯЛЬ НА ПИСТОЛЕТЕ или Письмо или